Пуэр и Пуэлла: вечные дети среди нас

Puer aeternus (с лат. — «вечный мальчик») — один из юнгианских архетипов: ребёнок, который не желает взрослеть. Для этого архетипа присуще упорное нежелание принимать на себя ответственность, свойственную взрослому возрасту, своего рода неизбывный инфантилизм. Ему противопоставляется senex — «вечный старик».

Пуэрильность, как свойство личности, — личностная специфичность, которая определяется внутренним наполнением чертами регрессии на детский уровень личностного и психологического функционирования. Аналогии – инфантильность, синдром Питера Пэна, синдром Маленького Принца, англоязычный неологизм kidalt (сокращение от англ. kid — ребёнок и англ. adult — взрослый).

 «Психологически относимо к взрослому человеку, чья эмоциональная жизнь остается на детском или юношеском уровне, как правило, в связи с очень сильной зависимостью от матери (для женщины соответственно к отцу). В интерпретации Юнга архетип «вечного» мифологического дитяти имеет психологический смысл констатации неразрушимости некоторых инфантильных черт в психике взрослого мужчины». (цит. по Зеленский В.В.)

Распространённость такого явления как пуэрильность в последние десятилетия отчётливо наблюдается не только психологами-практиками внутри своей работы, но и неспециалистами, людьми, которые в жизни социальной и личной всё чаще сталкиваются с людьми паспортно и физически взрослыми, но на самом деле будто так и не повзрослевшими внутренне. Эта «детсткость» проявляется в разных областях жизни (близкие отношения, профессиональная деятельность, социальное взаимодействие и др.), и характеризуется рядом специфичных признаков, затрудняющих как взаимоотношения пуэрильного с окружающими, так и его собственную удовлетворенность жизнью и собой.

Поскольку рост числа пуэрильных людей существенно взаимосвязан с социально-культурными (и не только) процессами внутри общества, которое сложилось к сегодняшнему дню, есть основания прогнозировать в нём увеличение процента пуэрильных в ближайшие пару десятилетий, в том числе – и росте их численности среди обращений к психологам, психотерапевтам.

ПУЭР (мужчины)

С точки зрения аналитической психологии – мужчина с выраженным материнским комплексом (материнский комплекс — группа чувственно окрашенных или тонированных идей («комплекс чувств определенного тонуса», по выражению Юнга), связанных с переживанием и образом матери).

 Основные характеристики:

—  долго сохраняет подростковую психологию и сильную зависимость от матери;

—  сложности в социальной адаптации;

— некое чувство превосходства над другими;

—  жизнь словно «на черновик», будто настоящая жизнь – пьеса, которая будет сыграна когда-то в бесконечно не наступающем завтра, а в бесконечно повторяющемся сегодня – циклически повторяемая репетиция, где можно особо не стараться;

—  не любят ответственности и обременения;

—  трудятся до тех пор, пока им интересен предмет деятельности;

—  легки на подъём, приветствуют перемены;

—  Теневой аспект – холодный и расчётливый рационализм;

—  двойственность природы.

 «Отождествление с Пуэром может в результате дать внешне очаровательного, но по сути незрелого мужчину-мальчика, неспособного брать на себя личностные обязательства или созидать что-либо, эдакого легкомысленного Маленького Принца с призрачными надеждами и неуместными снами. В этом смысле Пуэр тесно связан с архетипической Матерью, поскольку, пока он не найдет правильного баланса между зависимостью и автономией от Матери, отождествление с Божественным Ребенком, маминым любимчиком, будет представляться весьма привлекательным способом уйти от взрослой ответственности и боли разобщения, отделения». (цит. по Зеленский В.В.)

 

ПУЭЛЛА (женщины)

Этим термином пользуются для характеристики психологического типа женщин, обладающих ярко выраженным отцовским комплексом (группа чувственно-тонированных идей, связанных с переживанием и образом отца).

Основные характеристики:

— Юношеский энтузиазм, которым Пуэлла заражает окружающих;

— Спонтанное мышление, способность к продуцированию большого числа

оригинальных идей;

— Наивность суждений относительно обыденного мира, непрактичность;

— Ярко выраженный идеализм вместо реализма;

— Ощущение жизни как временной и условной, проблемы ответственности;

«Жизнь на черновик», нежелание выбирать.

— Негативное отношение к любым границам, запретам;

— Процесс, потенциальные возможности важнее результата;

— Сложности с автономией личными границами;

— «Тень — озлобленная,           часто   коварная        старая женщина,       которая цепляется    за            традицию      и дорогостоящие      ценности,      вроде  денег, мебели, домов,          мехов  — старая            ведьма, неспособная любить». (цит. по М.Л. Фон-Франц)

«Меня часто спрашивают о психологии puellaaeterna и существует ли она вообще. Несомненно есть, как я это вижу. Puellaaeterna была бы женщиной типа «вечная дочь», той, кто будет бессознательно идентифицироваться с анимой отца. Такая женщина живёт, как и юноша-пуэр, в архетипической роли». (цит. по М.Л.Фон-Франц)

Жизнь пуэрильной личности, независимо от пола, наполнена самоограничениями, возникающими вследствие страха оказаться в ситуации, из которой ему будет сложно выйти. Все планы на будущее рассеиваются в фантазиях по поводу того, что будет, что может и должно быть, однако фантазию не преобразуются в реальные действия к изменению ситуации.  В итоге судьба пуэрильного редко складывается по тому сценарию, который он сам себе пророчит, и когда-то ему придется принимать какие-то решения, с этим связанные, — но только не сейчас…

Пуэр, Пуэлла устремлены к независимости, свободе, реагируют раздражением на всякого рода ограничения (включая ими же фантазируемые зачастую) и презирают какие бы то ни было границы и преграды на своем пути.

 Общие симптомы пуэрильности — «образы тюрьмы и вообще любых ограничений свободы: цепи, оковы, пещеры, решетки, засовы, капканы, корсеты, бандажи и т. п. Сама жизнь, существующая реальность воспринимается как тюрьма. Эти преграды, барьеры бессознательно связываются со свободной жизнью в свободном мире раннего детства». (цит. по Зеленский В.В.)