Как улучшить отношения с ребенком

uluchshit-otnosheniya-s-rebenkom-1

Рядом, но не вместе

Самой частой жалобой родителей взрослеющих детей можно считать отсутствие взаимопонимания друг с другом. Удивительно, но большинство мам и пап, хоть и досадуют на это обстоятельство, всё же не склонны считать его чем-то из ряда вон выходящим – «конфликт поколений» и «проблему отцов и детей» многие видят как «неизбежное зло» и проявление типичной закономерности жизни.
Однако, вопреки этому распространенному мнению, любому родителю под силу самостоятельно улучшить качество взаимопонимания со своим ребенком, избежав тем самым (либо, как минимум, смягчив) проявления этого конфликта поколений. Более того, ответственный, заинтересованный в добром будущем своего чада родитель считает это своей важной обязанностью.

Быть может, банально, но во многом качество отношений ребенка и родителей страдает из-за дефицита времени. Не дефицита времени занятых делами родителей. А из-за дефицита времени, проведенного семьей вместе. Нет, это не одно и то же, и второе – не следствие первого. Потому что даже если вы не отсутствуете, а находитесь в одной точке времени и пространства со своим ребенком, это вовсе еще не означает, что вы вместе. Это означает лишь, что вы рядом с ним. Разница этих двух понятий такая же, как между булочной, которая находится рядом с вашим домом, и симфоническим оркестром, где разные музыкальные инструменты, звучавместе, создают неповторимую музыкальную картину. То есть, разница в том, что вместе – это когда есть общая цель и совместная взаимодополняющая деятельность по ее достижению.

Поэтому если даже родитель и ребенок находятся в одной комнате друг с другом, но оба заняты своим делом, а не общим – они всего лишь рядом, но не вместе. Добавьте сюда влияние многочисленных информационных шумов, таких как телевизор, компьютер, телефон, ставших неотъемлемыми атрибутами жизни, и вы поймете, почему даже родители, видящие своего ребенка ежедневно, иногда почти не знают его. А открывают этот факт для себя лишь после того, как случается нечто из ряда вон выходящее.

Даже такое, казалось бы, заурядное обстоятельство, как постоянно работающий в доме телевизор, негативно влияет на качество взаимодействия детей и родителей, особенно если речь о маленьком ребенке.

Это было экспериментально доказано.

В ходе исследования, проведенного учеными Массачусетского университета (США), было изучено около 50 детей в возрасте от 1 до 3 лет. Ученые наблюдали за взаимодействием детей с их мамами и папами дважды: сначала в течение получаса в совместной игре без телевизора, затем во время, когда включенный телевизор транслировал программу для взрослых.

Все это время ученые фиксировали, насколько часто взрослые и дети общаются друг с другом, как задействованы в играх, чувствительны ли к потребностям окружающих (и наоборот). В результате, когда был включен телевизор, то количество и качество взаимодействий между родителями и детьми внезапно упали. Родители стали менее активны, чем когда телевизор был выключен, отвлекались на изображение и звуки с экрана и не были настроены на детей.

Выводы очевидны.

Вопрос за малым: как можно родителям изменить ситуацию к лучшему?

Старая пьеса в новых декорациях – это премьера.

Вы замечали, что если посмотреть на себя в зеркало в непривычном месте, то обязательно бросятся в глаза какие-то детали и нюансы, которые не виделись в «родном» зеркале дома? Или как одна и та же вещь, стоит ее переставить в другое место, начинает смотреться по-новому, иначе?

Так и люди, которые нас окружают, в т.ч. и наши близкие – а, значит, и дети – приобретают в нашем повседневном восприятии некий стереотипный образ. Но стоит лишь сменить «контекст», обстановку, как мы обнаруживаем в них новые грани, словно видим их другими глазами.

Как нельзя лучше позволяет проявиться этому эффекту любое новое дело, занятие, в которое будут вовлечены все члены семьи, включая ребенка. При этом лучше, если это будет что-то за рамками обычных бытовых дел семьи, и будет связано с новым для ребенка и родителей опытом, новыми переживаниями и впечатлениями. Главное, чтобы в процессе этого нового занятия ребенок и родители имели возможность активно взаимодействовать друг с другом, объединенные единой целью.

Что это могут быть за занятия?

  1. Совместные занятия спортом ( и даже участие в семейных соревнованиях).
  2. Семейный туристический поход (лучше пеший, пусть даже короткий – на выходных).
  3. Совместное творчество (например, многие семейные центры практикуют так называемые семейные театры, где в спектаклях заняты целые семьи).
  4. Совместное создание чего-либо полезного (я знаю пример, где родители вместе с сыном по крупицам собрали материал и составили нечто вроде семейной хроники нескольких поколений и по материнской, и по отцовской линии с точки зрения того, как события в истории страны, от революции 1905го до наших дней, повлияли на судьбы их родных – получился внушительный фолиант с фотохроникой, выдержками из писем и т.п.)

Безусловно, это примеры из области идеального. И если даже совместный спорт будет выражаться в том, что зимой по выходным вы решите хоть пару часов все вместе пройтись в лесу на лыжах, а летом – покататься на велосипедах, это уже даст свой полезный эффект. А турпоход – это не обязательно покорение гор, ведь даже если вы отправитесь просто пособирать грибы или порыбачить все вместе, наверняка это будет приятно и вам, и ребенку (конечно, если такое мероприятие не превратится в банальный «отрыв» взрослых на природе с алкоголем и проч.) В общем-то, все зависит от нашей фантазии и желания. Важно, чтобы все участники процесса были искренне заинтересованы в таком общем деле, чтобы это всем приносило удовольствие и не было формальностью или принудиловкой.

 Таким образом, родитель с уверенностью может рассчитывать, что в таких совместных занятиях он сможет лучше узнать своего ребенка, а чем лучше и глубже знаешь, тем легче наводить мосты взаимопонимания.

Нужно учесть, что и ребенок испытает этот эффект – увидит родителей в ином, нежели обычно, свете. Поэтому хорошо будет использовать этот шанс и для того, чтобы своим родительским примером, манерой поведения, продемонстрировать ребенку некий воспитательный образец для подражания, укрепить у него уважение к родителям и даже гордость за свою семью. Безусловно, это налагает на родителей особую ответственность и повышает требования к самоконтролю, самодисциплине и способности предусматривать последствия своих слов или действий в той или иной ситуации.

Наилучшим вариантом будет организовать такую деятельность, в которую семья будет включена в её полном составе.Факт объединения всех членов семьи в совместное дело оказывает самое благотворное влияние и способствует тому, чтобы у каждого появилась возможность ощутить себя звеном единой команды.

Если в процессе некоего совместного занятия вы будете органично включать ребенка в посильные задачи, выполнять которые для него будет интересно; если вы позаботитесь и о том, как увлекательно наполнить это время такими занятиями, которые вдохновляют ребенка и зажигают блеск в его глазах; если вы продумаете содержание этой деятельности не только в соответствии со своими представлениями о целесообразности и комфорте, а исходя и из интересов ребенка; если всё это время вы будете вместе, а не просто рядом, то тогда вам не придется долго ждать и вскоре вы ощутите положительные изменения. Если вы сможете во время таких общесемейных дел создать ощущение близости, дружбы, особого семейного духа, то весь этот замечательный «багаж», приобретенный в процессе, останется с вами и после. А далее остается лишь поддерживать, укреплять и развивать эти позитивные следствия.

Не секрет, что детские воспоминания накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Сейчас попробуйте припомнить своё собственное детство – возможно, в ваших воспоминаниях найдется какой-то эпизод, где вы и ваша семья были вместе, делали вместе что-то приятное и увлекательное, и вам было хорошо рядом друг с другом. В ваших силах сделать воспоминания вашего ребенка теплыми и добрыми, создав тем самым хорошую семейную традицию — уметь быть вместе.